Статья размещена в газете «Первая полоса» № 5 (142), июнь 2022.
Уже не первый год предприниматели вздрагивают при упоминании «антиотмывочного» Федерального закона № 115-ФЗ. В этом году правительство доработало закон и ввело новый порядок проверки предпринимателей банками на предмет их порядочности. Очередным поводом для беспокойства стал Федеральный закон от 21.12.2021 № 423-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Этим законом устанавливаются новые правила банковского контроля и отнесения предпринимателей к разным категориям риска по принципу светофора.
- Зеленая зона — низкая степень риска совершения подозрительных операций.
- Желтая зона — средняя степень риска совершения подозрительных операций.
- Красная зона — высокая степень риска совершения подозрительных операций.
Какие финансовые операции могут вызвать подозрение у банка
Классификация признаков подозрительных операций
Подозрительным по версии Центрального банка операциям посвящен отдельный документ — Указание Банка России от 20.10.2020 № 5599-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2020 № 61431).В этом документе приведена специальная классификация признаков подозрительных операций с присвоением каждому из них соответствующего кода. Приведу несколько примеров из данного документа.
- Код 1111 — внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества. Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда за несколько часов существенно менялись условия контракта или, например, поставщик давал новые банковские реквизиты для осуществления платежа? Так вот, по мнению банка, это слишком подозрительно.
- Код 1121 — возврат клиентом (представителем клиента) кредитной организации денежных средств контрагенту в течение короткого промежутка времени на счет данного контрагента, открытый в банке, отличном от банка, с открытого счета в котором данные денежные средства поступили клиенту. Так, по мнению банков, тоже делать нельзя.
- Код 1136 — дистанционное управление с одного устройства (мобильного телефона, ноутбука и так далее) операциями по счетам юридических лиц, зарегистрированных в разных странах либо не имеющих общего учредителя или бенефициарного владельца, либо дистанционное управление операциями с одного устройства по счетам, открытым на разных физических лиц, если кредитная организация не располагает информацией о близком родстве этих физических лиц.
Многие аутсорсинговые компании могут схватиться за голову, ведь у них в договоре зачастую прописано управление расчетными счетами заказчика. - Код 1185 — совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, если возникает подозрение, что данными системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента).
Однако не сказано, по какому принципу это отслеживается. - Код 1190 — операция, связанная с оборотом цифровой валюты. Вроде описывают нормы регулирования криптовалют, а это, оказывается, подозрительно.
- Код 1202 — снятие клиентом в наличной форме бюджетных денежных средств, полученных в форме субсидии.
Исходя из практики, банки косо смотрят на любые снятия наличных денежных средств. - Код 1406 — нехарактерное для обычной деятельности клиента существенное увеличение денежных средств на его счете, которые в течение небольшого периода переводятся на его счет в другую кредитную организацию или на счет другого лица.
По факту это описание нормальной деятельности лица, которое заключило крупный контракт и для его реализации рассчитывается с субподрядчиками. - Код 1419 — зачисление денежных средств на банковский счет клиента, осуществляющего торговлю товарами и (или) услугами, в том числе за наличный расчет (в частности, продовольственными и непродовольственными товарами, табачными изделиями, строительными материалами, автомобилями, легкими транспортными средствами, туристическими, медицинскими и прочими услугами), если у кредитной организации возникают подозрения, что операция проводится в целях безналичной компенсации переданной третьим лицам неучтенной наличной торговой выручки. Опять-таки не вижу расхождений с нормальными бизнес-процессами.
- Код 1508 — операция по возврату займа, выдача которого осуществлялась наличными денежными средствами либо со счета, открытого в другой кредитной организации. Такое положение считаю абсурдным, поскольку 90% предпринимателей сталкиваются с необходимостью получать/возвращать займы.
И подобных примеров в документе много. Если его более подробно изучить и проанализировать, то выходит, что 98% всех проводимых реальных операций попадают под критерии подозрительных.
С 1 июля 2022 года все банки должны проверить как существующих, так и при приеме на обслуживание новых клиентов на предмет степени риска.
Критерии степени риска основаны на:
1. информации о видах и характере деятельности организации (Положение Банка России от 02.03.2012 № 375-П (ред. от 20.10.2020).
2. характере операций по счетам клиента. Кому переводятся денежные средства, как часто снимаются наличные средства и пр.
3. информации об учредителях и руководителях организации. Например, не числится ли учредитель в реестре «массовых учредителей».
4. информации о том, с какими юрлицами (ИП) аффилирован клиент банка.
5. информации о том, какое количество расчетных счетов (вкладов/депозитов) открыто и у клиента банка и у аффилированных с ним лиц.
Порядок отнесения бизнесмена к степени риска
Коммерческие банки в соответствии с правилами внутреннего контроля собирают информацию о клиенте и о том, какие «подозрительные операции» он совершил. Затем собранная информация передается в Центральный банк.Центральный банк получает данные о клиенте со всех коммерческих банков, где у него открыты счета. Полученные данные он анализирует и присваивает бизнесмену ту или иную зону риска. В соответствии с информацией об отнесении клиента к той или иной группе рисков составляется реестр, который направляется в коммерческие банки. Коммерческие банки основываются на данных, полученных от Центрального банка, при работе с клиентами.
Коммерческий банк обязательно уведомит предпринимателя о том, что он был отнесен к красной зоне, и пропишет основания, на которых было принято такое решение. Также он ознакомит с порядком обжалования такого решения в межведомственной комиссии при Центробанке России. А дальше дело за малым — предприниматель должен доказать, что он не проводит сомнительные финансовые операции. Если он не предпримет ничего, чтобы выпутаться из «красного» рейтинга, у него есть риск исчезнуть из плеяды предпринимателей навсегда, т. к. он лишится возможности открывать расчетные счета в любых банках на территории РФ и в результате утратит огромный пул своих клиентов.
Удручающая получилась статья, но не стоит сразу ставить крест на своем бизнесе и сдаваться властям. По факту подобные требования всегда были, но они были закреплены во внутренних документах банковского контроля. Сейчас они просто упорядочены и доступны для публичного доступа.
Как быть в сложившейся ситуации? Продолжать вести свою деятельность, однако больше внимания уделять выбору контрагентов. Проверять их не только по СБИСу или на сайте ФНС, но и по банковскому реестру. Не заключать контрактов с представителями красной зоны. И, если вас отнесли не к «зеленым», то воспользоваться возможностью сменить свой статус через межведомственную комиссию при Центральном банке.
Юлия Владимировна Баранова, Консультант в области налогового планирования и безопасности (Балашиха). |