Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (167), август 2024
Еще несколько лет назад о налоговом мониторинге (далее — мониторинг, НМ) мало кто слышал. При упоминании в разговоре словосочетания «налоговый мониторинг», владельцы и генеральные директора компаний делали удивленные лица и говорили: «Нет, спасибо, но нам это не надо. У нас с налоговой порядок, для нас это неактуально». Прошло время, и сейчас налоговый мониторинг уже прочно вошел в нашу жизнь. Да, подключились к системе НМ еще очень немногие компании, но, тем не менее, опыт такой уже есть, он уже накоплен и некоторые организации начали рассматривать для себя вопрос подключения к налоговому мониторингу, и среди читающих эту статью, я уверена в этом, такие предприятия тоже есть.
Надо сказать, что утверждение о том, что налоговый мониторинг пришел в нашу страну всерьез и надолго, основывается не только на том, что в Налоговом кодексе РФ теперь есть две главы, посвященные мониторингу: Глава 14.7. «Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия» и Глава 14.8 НК РФ «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа», но и тем, что на данный момент действует Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 г. №381-р, в котором декларируется, что система налогового мониторинга будет развиваться, и что правительство всячески будет содействовать и внедрять НМ в целях необходимости соблюдения баланса государственных интересов, связанных с обеспечением поступлений налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, и интересов хозяйствующих субъектов, направленных на их собственное развитие.
Если в 2016 году всего 7 компаний присоединилось к мониторингу, то в 2024 году число таких компаний составило уже 568. И, как утверждают представители ФНС России, на сегодняшний день количество потенциальных участников налогового мониторинга превышает отметку в 7 тысяч. Таким образом, через какое-то время налоговый мониторинг станет основным видом налогового контроля со стороны государства.
Согласно налоговому законодательству, налоговый мониторинг является одной из форм налогового контроля, который протекает в виде более тесного информационного взаимодействия налогоплательщика и налогового органа. При этом нужно понимать, что это не просто самостоятельная форма налогового контроля, но и абсолютно иной «образ жизни» налогоплательщика в цифровой реальности.
Критерии для вступления в НМ
В настоящий момент НМ ориентирован только на юридических лиц, то есть, для самозанятых и ИП данная форма налогового контроля пока закрыта. Для того, чтобы вступить в НМ, необходимо соответствовать следующим критериям:
-
совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна составлять не менее 100 миллионов рублей. При этом не учитываются налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
-
доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга должны быть ≥1 млрд руб.;
-
стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна быть ≥1 млрд руб.
На текущий момент, подготовлен законопроект по снижению суммовых критериев для вступления в режим налогового мониторинга: выручка и активы должны будут составлять не менее 800 млн руб., сумма уплаченных налогов - не менее 80 млн руб. и с большой долей вероятности можно утверждать, что законопроект будет принят.
Три критерия должны соблюдаться одновременно, но выполнение выше обозначенных условий не является обязательным для организаций:
-
в отношении которых уже проводится налоговый мониторинг;
-
получивших статус резидента ТОР в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток", статус резидента Арктической зоны Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации";
-
признаваемых налогоплательщиком-участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
-
являющимися участниками промышленного кластера;
-
резидентов особой экономической зоны.
Налогоплательщики часто задают вопрос: а если компания соответствует этим критериям, то не нужно ли в обязательном порядке вступать в НМ? Поясню, налоговый мониторинг сейчас дело добровольное (при условии, что компания не является компанией, которая заключила соглашение о защите и поощрении капиталовложений), и, даже если ваша организация достигла этих критериев, вступать в НМ на данный момент обязанности нет.
Особенность для компаний, которые заключили соглашения о защите и поощрении капиталовложений
Согласно п. 7.1 ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ компаниям, которые заключили соглашения о защите и поощрении капиталовложений, введена обязанность перейти на налоговый мониторинг в течение трех лет со дня заключения такого соглашения вне зависимости от того, проходят ли они по пороговым критериям или нет.
При этом налоговая инспекция будет проверять не только правильность исчисления налогов, сборов и страховых взносов, но и фактические затраты, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки. Отказ от перехода на налоговый мониторинг автоматически лишает компанию права быть стороной соглашения, а значит и права на льготы.
Срок проведения налогового мониторинга
Налоговый мониторинг проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Срок проведения мониторинга в общем случае за каждый проверяемый период (год) начинается с 1 января проверяемого года и оканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).
Плюсы и минусы налогового мониторинга
По мнению налогового органа, компания, вступившая в налоговый мониторинг, в его глазах выглядит добросовестным налогоплательщиком, поскольку проявляет открытость и готовность к диалогу, тем самым вызывает больше доверия у госструктур и партнеров, повышает лояльность клиентов, что, соответственно, повышает ее инвестиционную привлекательность.
Как плюс, вступление в НМ также спасает налогоплательщика от пеней и штрафов при выполнении мотивированного мнения и от налоговых проверок (в т.ч. выездных) на период проведения налогового мониторинга, повышает внутренний контроль в организации, а также сокращается объем бумажного документооборота.
Что можно отнести еще к плюсам НМ? Несомненно, большим плюсом является возможность получения от налогового органа мотивированного мнения (далее — ММ) по запросу налогоплательщика. При этом мотивированное мнение доступно только участникам налогового мониторинга. Например, налогоплательщик планирует осуществить какую-то операцию, и в случае сомнений в правильности или неясности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, он имеет право обратиться с сформированным запросом в налоговый орган, и налоговая служба обязана в течение одного месяца со дня получения указанного запроса представить свое мнение.
Особо отмечу, что для получения качественного ММ нужна качественная проработка запроса. И здесь часто налогоплательщики совершают следующие ошибки: не прикладывают копии документов, подтверждающих информацию, указанную в запросе, не указывают деловую цель операции или вообще не описывают свою позицию. Соответственно, на выходе получают ситуацию: «какой вопрос — такой и ответ».
К минусам НМ можно отнести серьезную нагрузку на ИТ-инфраструктуру компании, необходимость построения системы внутреннего контроля, изменения учетных процессов, ИТ-систем компании, организации информационного взаимодействия с налоговым органом — все это требует больших временных, кадровых и конечно, финансовых затрат.
Цифровой Налоговый кодекс
Для автоматизации налогового мониторинга ФНС специально разработала специализированную методологическую модель — цифровой Налоговый кодекс, в рамках которой были созданы специализированные сервисы для контроля налога на прибыль и справочники, предназначенные для работы в АИС «Налог-3» и информационных системах компаний, участвующих в налоговом мониторинге.
Информационная система налогового органа в автоматизированном режиме будет анализировать данные, полученные из информационной системы налогоплательщика, соответственно, налогоплательщик сможет оперативно внести соответствующие изменения и исправления.
Внедрение специализированной цифровой модели упростит работу бухгалтера в рамках налогового мониторинга и приведет к повышению качества данных и упрощению налоговой отчетности.
Диагностика готовности перехода на налоговый мониторинг
Основным документом, которым следует руководствоваться при переходе на НМ является Приказ ФНС России от 25.05.2021 г № ЕД-7/23/518 @. Данным приказом закреплен порядок организации системы внутреннего контроля, а также форм и форматов документов, представляемых организациями при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.
В практическом же плане переход на налоговый мониторинг в компании складывается (укрупненно) из нескольких шагов:
-
проверка готовности организации к переходу на НМ;
-
подготовка методологии;
-
непосредственно реализация выбранного способа информационного взаимодействия.
И при освещении темы налогового мониторинга нельзя обойти тему внутреннего контроля, поскольку, на мой взгляд, самое сложное в НМ — это управление налоговыми рисками и внутренний контроль. Далеко не все предприятия имеют собственный регламент по работе с рисками и их перечень, во многих компаниях отсутствует какая-либо система внутреннего контроля, описание и понимание происходящих в ней бизнес-процессов.
Важным шагом для начала процесса подготовки к вступлению в НМ, должна стать диагностика компании, включающая:
-
диагностику бизнес процессов;
-
изучение процесса по выявлению и управлению налоговыми рисками;
-
анализ учетной ИТ-системы;
-
оценку системы внутреннего контроля.
Следует учесть, что результатом диагностики может быть как видоизменение организационной структуры, так и принятие решения о том, что компания вообще не готова переходу на НМ в ближайшее время.
Что следует учесть при переходе на НМ
Для того, чтобы максимально быстро осуществить переход на налоговый мониторинг, налогоплательщику следует:
-
провести «доавтоматизацию» своих учетных систем;
-
внедрить электронный документооборот;
-
актуализировать учетную политику, внедрить систему внутреннего контроля, включающую в себя контрольную среду, систему управления рисками, контрольные процедуры.
Эти действия помогут осуществить переход оперативнее. И, наоборот, значительно замедлить подготовку к внедрению налогового мониторинга может ситуация, когда необходимые процессы придется существенно дорабатывать или вообще создавать с нуля.
Кто в компании должен заниматься НМ
Актуальные вопросы: кто в компании должен заниматься НМ? Обязательно ли создавать внутреннее подразделение по НМ или можно все переложить на бухгалтерию?
Исходя из логики вышеупомянутого приказа ФНС, есть подразделение, осуществляющее контрольные процедуры, а есть подразделение, обеспечивающее исключительно функционирование системы внутреннего контроля — это разные подразделения, и уж точно не бухгалтерия. А для того, чтобы это подразделение приносило пользу бизнесу, оно должно заниматься управлением всего блока финансово-хозяйственных рисков в компании, в целях упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), а не только управлением налоговых рисков.
Заключение
Таким образом, исходя из планируемого снижения критериев для применения НМ, уже сейчас можно утверждать, что за налоговым мониторингом большое будущее и через несколько лет данная форма налогового контроля станет основной.
Компании, не состоящие в реестре МСП, в ближайшее время государство постарается к системе подключить — добровольно или, возможно, это будет волевое решение, в любом случае, отстраниться и сказать, что это так сложно, не получится. Путь достаточно длительный, поэтому можно и нужно делать подготовку к переходу на мониторинг сейчас, в нормальном режиме, когда над вами никто не «довлеет», и, когда появится необходимость, вы будете уже готовы.
|
|
Колозина Ольга
Юрист, налоговый консультант
(г. Москва)
|
Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач.
*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Томская область, Красноярский край.