Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (167), август 2024
Чтобы обеспечить надлежащую обработку персональных данных и придерживаться нормативных требований, крайне важно хорошо разбираться в новейшей правовой базе. Разберем разъяснения за 2024 год.
В этой статье мы разобрали новейшие документы 2024 года с изложением новых требований Роскомнадзора и Закона № 152-ФЗ "О персональных данных", о которых предприниматели и бизнес должны быть в курсе.
Согласно вышеуказанному закону в 2024 году каждая организация обязана:
1. Создать систему обработки, записи и хранения персональных данных в соответствии с последними требованиями законодательства.
2. Обеспечить соблюдение политик, регулирующих обработку персональных данных.
3. Разработать необходимую документацию для процессов обработки персональных данных организации, охватывающую обработку, запись и хранение, в соответствии с обновленными требованиями Роскомнадзора и Закона № 152-ФЗ "О персональных данных".
4. Своевременно представлять отчеты в Роскомнадзор.
Ответственность за обработку персональных данных
Как внутри компании (сотрудники), так и за ее пределами (клиенты, пациенты, гости, участники мероприятий, партнеры и т.д.), в настоящее время является неотъемлемым аспектом обязательств каждого юридического лица. Руководители должны осознавать, что управление обработкой, записью и хранением персональных данных взаимосвязано с различными рабочими задачами, включая управление персоналом, бухгалтерский учет, соблюдение законодательства и другие обязанности.
Нарушения законодательства о персональных данных могут повлечь за собой штрафы в размере от 300 000 до 18 миллионов рублей.
Ответственность и штрафные санкции за нарушение правил обработки персональных данных
Штрафы за нарушения при обработке персональных данных изложены в статье 13.11 Административного кодекса.
Учитывая динамичный характер законодательства о персональных данных, все чаще компании прибегают к сторонней помощи для обучения штатных юристов в этой области, чтобы быть в курсе всех нововведений.
Не поскупитесь и обязательно обратитесь за подробной консультацией к тем, кто хорошо разбирается в данной теме. Ответственность за нарушение законодательства о персональных данных изложена в статье 13.11 Кодекса об административных правонарушениях.
Каждая компания, без исключения, получает и обрабатывает персональные данные, и этот процесс начинается еще до найма нового сотрудника, на этапе подбора персонала.
Давайте рассмотрим, как организовать работу внутри предприятия, чтобы избежать санкций Роскомнадзора.
Понимание термина "персональные данные" и понимание того, когда работодатель "обрабатывает" их, имеет решающее значение. Компания размещает онлайн-объявление о приеме на работу, предлагая потенциальным кандидатам отправить резюме, сопроводительные письма и контактную информацию. С этого момента работодатель берет на себя ответственность за сохранность личной информации. Персональные данные включают в себя любую информацию о физическом лице, прямо или косвенно связанную с ними (статья 3 Закона № 152-ФЗ от 27.07.2006), и позволяет идентифицировать личность.
Вот пошаговое руководство о том, как реализовать это на практике:
1. Разработайте и утвердите местную политику в области обработки персональных данных.
Отсутствие политики в отношении обработки персональных данных сотрудников является основанием для привлечения компании к ответственности по статье 5.27 Административного кодекса.
Непредставление необходимой документации во время проверки Роструда может привести к штрафам в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Политика должна содержать ряд правил, таких как: правила обработки, хранения и использования персональных данных физических лиц, перечень документов, содержащих персональные данные и, следовательно, требующих защиты, процедуры передачи перепроверенных данных внутри организации и третьим лицам, список лиц, имеющих доступ к персональной информации сотрудников, ответственность за нарушения правил, регулирующих обработку персональных данных, включая дисциплинарные, финансовые, административные, гражданско-правовые и уголовные последствия.
2. Издайте директиву о назначении ответственного лица.
3. Определите группу лиц, имеющих доступ к персональным данным.
Важно предоставлять различные уровни доступа в зависимости от должности и должностных обязанностей. Например, секретарь может использовать паспортные данные для покупки билетов, в то время как бухгалтер оформляет больничный лист, а руководители отделов могут получать доступ только к информации о своих подчиненных.
Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
Сведения должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.
На данный период тема персональных данных заботит не только предпринимателей и бизнес (как вы уже поняли), но и самых потребителей, поэтому важно быть в курсе новых событий, разобраться в этой теме, применяя результаты знаний на Вашем деле. А лучше, как уже было сказано, не скупиться и обратиться за помощью.
|
|
Федотова Анастасия
Консалт, юрист
(г. Тверь)
|
Нет КонсультантПлюс? Наши специалисты подберут индивидуальный комплект для решения ваших профессиональных задач.
*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Томская область, Красноярский край.