Защита деловой репутации | Консультант Плюс – продажа, установка и поддержка | ООО «Альвента»
Продажа и сопровождение системы КонсультантПлюс
Единая горячая линия
8-800-333-39-03
Москва
  • Москва
  • Саратов
  • Омск
  • Томск
  • Красноярск
  • Барнаул
  • Новосибирск
(495)797-80-90
ПН-ПТ 09:00-18:00
Перезвонить ?
» » »
Защита деловой репутации
Защита деловой репутации

16.08.2021


Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (134), август 2021.


Деловая репутация для юридического лица — очень важный актив, находящийся под пристальным вниманием потенциальных контрагентов. Клиентам она позволяет понять, насколько устойчиво положение фирмы и есть ли к ней доверие. Когда с репутацией дела обстоят не лучшим образом, это может стать причиной потери прибыли в условиях конкурентной борьбы на бизнес-арене. Если же случилось так, что компания стала жертвой распространения ложных сведений, имеет смысл обратиться за защитой деловой репутации в суд.

hunters-race-mybhn8kaaec-unsplash.jpg


Защита деловой репутации

Под защитой деловой репутации (ст. 12, 152 ГК РФ) следует понимать применение установленных законом механизмов, направленных на восстановление репутации, пресечение распространения сведений, которые наносят ей вред.

Фирма вправе оспаривать сведения, порочащие ее деловую репутацию и не соответствующие действительности. Также нужно учитывать, что деловая репутация организации, которая получена в определенной профессиональной сфере, например в сфере коммерции, включает в себя репутацию как организации, так и ее руководителей.

Нужно понимать, что судебной защите подлежат только те факты, которые можно проверить на соответствие действительности. Оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не подлежат защите способами, указанными в ст. 152 ГК РФ, являются выражением субъективного мнения и взглядов конкретного лица и не могут быть проверены на соответствие действительности.

Пример из судебной практики

В судебном разбирательстве, в котором ответчиками по делу выступали Первый канал и ООО <…>, были проанализированы фразы телеведущей программы «Контрольная закупка». Сюжет программы, в котором был показан один из магазинов истца и разнообразие просроченных продуктов на его полках, сопровождался словами: «Как можно не обращать внимания на просрочку неделями?!», «Не рук здесь не хватает, а совести!». Так как эти фразы являлись выражением субъективного мнения и взглядов корреспондента относительно увиденного, суды пришли к выводу, что они не могут проверить их на соответствие действительности, следовательно, данные оценочные высказывания не являются предметом судебной защиты (Постановление ФАС МО от 22.11.2013 № Ф05-14721/2013).

Защита репутации в суде

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005 спор о защите деловой репутации не требует досудебного урегулирования. Однако имеется противоположная практика, которая указывает на обязательное соблюдение претензионного порядка. Невыполнение этого условия может обернуться для истца возвращением искового заявления.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ юридическое лицо вправе обратиться в суд с иском о защите деловой репутации в любое время, поскольку исковая давность на такое требование не распространяется.

Кто выступает в роли ответчика

Надлежащими ответчиками являются авторы ложных, порочащих сведений, в том числе лица, которые эти сведения распространили. При условии, что такие сведения были распространены с использованием СМИ, ответчиками по делу будут считаться как автор материала, так и редакция соответствующего СМИ.

Если источником распространения ложной информации являлся Интернет, обвинение предъявляют администратору домена и владельцу сайта, информацию о которых можно получить с помощью открытого сервиса WHOIS.

Случается, что определить виновника невозможно. Когда речь идет о социальных сетях, владелец сайта предоставляет площадку для свободного общения, но информацию от своего лица не размещает. В таком случае необходимо выяснить, кто имеет техническую возможность удалить комментарий или пост, признанные решением суда не соответствующими действительности. Так вы можете лишь прекратить распространение ложных сведений, но не возместить вред, причиненный в результате подобных действий.

Если местом размещения стал Telegram-канал, выяснить, кто его владелец нельзя. Такие дела рассматриваются в порядке особого производства. Что-либо сделать с размещенной информацией невозможно. Единственный выход — опубликовать решение суда на официальном сайте компании для ознакомления контрагентам.

Если же источником распространения информации является телеэфир, то можно осуществить запись телепередачи или обратиться к юридическому лицу, занимающемуся мониторингом средств массовой информации. Там вы получите справку о том, что передача на самом деле транслировалась в определенный период времени и содержала спорные сведения.

Обращение в суд

Дело о защите деловой репутации будет рассматриваться в арбитражном суде, если оно связано с предпринимательской деятельностью, в других случаях иск рассматривается в судах общей юрисдикции.

Обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец должен доказать только факт распространения и порочащий характер распространяемых сведений.

Если компанией все же были обнаружены опубликованные негативные сведения в сети Интернет, первым делом подобный случай необходимо зафиксировать. Для подтверждения рекомендуется использовать нотариальный протокол осмотра сайта в соответствии со ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 02.07.2021).

Для подтверждения последствий в виде нематериального вреда деловой репутации юридического лица необходимо сначала установить факт ее наличия, а потом — факт ее утраты. Следствием такой утраты может быть, например, сокращение числа клиентов, потеря конкурентоспособности и прочее. Так, в Обзор практики Верховного суда по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016) вошло дело, где несколько постоянных контрагентов фирмы не стали заключать с ней новые сделки, потому что столкнулись с ложной информацией и поверили ей. Для подтверждения размера неполученного дохода фирма подготовила бухгалтерский баланс за год и документы, которые подтверждали, что годом ранее прибыль фирмы была значительно больше. Причинно-следственную связь можно доказать прямым указанием контрагентом причины отказа.

При определении размера ущерба суды учитывают объем и масштабы распространения ложной информации: тираж печатного издания, охват аудитории, количество просмотров у сайта.

Например, в газете опубликовали несколько негативных статей о работе электросетевой компании в г. Челябинск. Общество обратилось в суд и попросило взыскать с издания 1,5 млн руб. в качестве возмещения вреда. Суд проанализировал, что тираж в 34 тыс. экземпляров выходит в закрытом муниципальном образовании. Его читателями стали только жители данного города. Поэтому суд удовлетворил иск частично, взыскав с ответчика 80 тыс. руб.

Рекомендуется в качестве доказательства представить заключение лингвистической экспертизы. Если заключение эксперта не будет оспорено ответчиком, то есть шансы, что суд сочтет его допустимым доказательством.

Подведем итог, как действовать при защите своей репутации:

  1. зафиксировать факт распространения ложной информации в зависимости от источника;

  2. подтвердить последствия в виде нематериального вреда деловой репутации, а именно факт ее утраты;

  3. установить надлежащего ответчика и подведомственность нарушения;

  4. составить обращение суд.

Таким образом, можно сделать вывод, что защита деловой репутации — дело отнюдь не простое, потому что:

  • высказывания ответчика могут признать субъективным мнением, которое не является предметом судебной защиты;
  • не всегда можно установить ответчика;
  • не всегда можно добиться удаления порочащих сведений;
  • не всегда можно претендовать на возмещение вреда.
 fatima_u.png   Фатима Утегалиева, 
юрист юридической компании «Туров и партнеры» (Москва).
Ещё материалы по теме